Суд отказался исключить «Маяк» из реестра иноагентов: решение будет обжаловано

Сегодня Замоскворецкий районный суд Москвы отказал в удовлетворении иска движения «Маяк»* и его руководительницы Регины Дзугкоевой**, оспаривающих статус «иностранного агента». Об этом передал из зала суда судебный юрист Максим Оленичев***, представляющий интересы заявителей.

Напомним, 17 декабря 2021 года Министерство юстиции России включило незарегистрированное Дальневосточное общественное движение «Маяк» в новый (уже третий по счету) реестр «незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функцию иностранного агента». До этого момента государство не предъявляло никаких претензий «Маяку» — единственной организации на Дальнем Востоке России, которая с 2015 года помогает одновременно ЛГБТ+ людям и женщинам, пострадавшим от насилия.

Осенью прошлого года государство начало формировать новый реестр. В него стали включать незарегистрированные общественные объединения, присваивая им статус «иностранного агента». На текущий момент в реестре находятся 7 инициатив, из которых пять предоставляют психологическую и правовую поддержку ЛГБТ+ людям.

По закону для включения в такой реестр инициатива должна осуществлять политическую деятельность и получать иностранное финансирование. 

В качестве политической деятельности Минюст России посчитал:

  • личные посты руководительницы «Маяка» Регины Дзугкоевой в Инстаграм,
  • призыв подписать петицию против ликвидации «Международного Мемориала»****,
  • критику законов об «иностранных агентах» и о «гей-пропаганде»,
  • информацию о том, что в Венгрии планируется ввести законы, ограничивающие возможность для трансгендерных людей менять документы,
  • фразу о том, что в Британии однополые семьи удочеряют и усыновляют детей,
  • приглашение на интенсив для студентов по созданию квир-групп в университетах.


— «Маяк» не занимается политикой, мы работаем над тем, чтобы люди независимо от сексуальной ориентации и гендерной идентичности имели равные права и возможности в нашем обществе. Несмотря на решение суда, «Маяк» продолжает свою работу и планирует развивать программы помощи пострадавшим от насилия женщинам и ЛГБТ+ людям, — говорит руководительница «Маяка» Регина Дзугкоева.

В ходе судебного заседания Министерство юстиции России представило справку Росфинмонитринга, пояснив, что не покажет ее истцам из-за грифа «для служебного пользования». В справке единственным финансированием ДОД «Маяк» указано поступление 17 600 рублей благотворительной помощи на счет физического лица.

Судебный юрист Максим Оленичев, представляющий интересы «Маяка» и его руководительницы Регины Дзугкоевой, оспаривает этот тезис:

По закону об общественных объединениях незарегистрированная инициатива не имеет возможности получать финансирование, закон не дает ей возможность открывать счета, оформлять поступление доходов и осуществление расходов. На мой взгляд, Минюст произвольно включил «Маяк» в реестр с тем, чтобы прекратить деятельность организации, которая реально помогает людям. А в суде государственный орган манипулирует фактами, однако его доводы не основаны даже на существующем законе об «иностранных агентах». Решение суда будет обжаловано.

Включение в реестр «иностранных агентов» обязывает такие инициативы ежеквартально сдавать в Минюст России подробные отчеты о своей деятельности, маркировать информационную продукцию под угрозой наложения штрафов от 10 тысяч до 300 тысяч рублей за каждое нарушение. Некоммерческие организации призывают отменить закон как неправовой. С 2012 года Европейский Суд по правам человека рассматривает уже несколько таких дел, однако решение до сих пор не принято.

* Включено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функцию «иностранного агента».

** Руководительница Дальневосточного общественного движения «Маяк», включенного в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функцию «иностранного агента».

*** Включён в реестр средств массовой информации, выполняющих функцию «иностранного агента».

**** Включён в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функцию «иностранного агента».