Уютная, камерная и очень дискуссионная: состоялась Третья Дальневосточная юридическая конференция (ФОТО; ОТЗЫВЫ)
Третья Дальневосточная юридическая конференция состоялась в субботу, 25 июня. Мы собрали в одном пространстве людей разных профессий и взглядов, позвали местных спикеров, а на саму конференцию зарегистрировалось десять человек — немного, но с большим географическим разбросом.
Первой была Татьяна Юдаева с темой трудовой дискриминации ЛГБТ+ людей.

Это очень обширная тема, ведь все мы в разные моменты выступаем либо как работни_ки, либо как работодател_и. А чем более распространённую сферу жизни мы берём, тем больше в ней случается нарушений.
В исследовании, проведённом изданем Inc. и агентством Omnibus в 2020 году, принял участие 321 представитель малого и среднего бизнеса из 32 регионов России. Только половина (51%) ответили, что готовы принять на работу ЛГБТ+, а 37% заявили, что ориентация может стать решающим факторов при найме. При этом 97% работодателей не зависимо от своих ответов были уверены, что ЛГБТ+ люди у них в коллективе не работают.
Работодатели обычно не рискуют увольнять людей по надуманным основаниям, это слишком сложно доказать. А при сокращении работодатель обязан предложить все возможные из имеющихся вакансий. Поэтому проще довести человека до увольнения «по собственному желанию».
Практически у всех в зале нашлась история, связанная с дискриминационными высказываниями на работе, отказами в трудоустройстве или смежными случаями. После первого блока наступило время кофе-брейка.
В анкетах регистрации всегда есть вопрос об индивидуальных особенностях питания. Мы стараемся учесть абсолютно всё. Хотя, конечно, далеко не всё попадает в наши фотоотчёты.
За время первой сессии аудитория успела сплотиться и настроиться друг на друга, поэтому второй блок Татьяны прошёл ещё более оживлённо.
Термины закона размыты, конкретных определений ни в законе, ни в смежных правовых актах не существует, что предоставляет суду непропорционально большую свободу для правоприменения. Правозащитникам приходится двигаться вслепую, опираясь только на уже имеющиеся судебные решения. Самыми общими мерами беопасности при создании и публикации контента можно назвать два способа:
- Заблаговременная экспертиза материала. Однако её должны проводить специалист_ки, аккредитованные Роскомнадзором.
- Установление возрастного ограничения 18+ на любой контент тематики. Однако есть практика блокировок сайтов, даже имеющих такое ограничение.
Таким образом, нет реально действующих мер, позволяющих защититься от судебного произвола. В аудитории нашлось много желающих поделиться собственным опытом взаимодействия с правоохранительными органами, а также сопутствующими историями. Для обсуждаения закона «о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» не хватило запланированных полутора часов.
Тайминг есть тайминг, и после второго кофе-брейка наступило время Родиона Поспелова.
Родион поделился собственным видением правонарушений и правозащитной работы. Мноие граждане и гражданки слабо информированы о своих правах. Быть на связи с юристом — это в какой-то степени элемент психологического комфорта: уверенности, что при необходимости под рукой есть осведомлённый специалист или специалистка.
Поэтому роль юриста по мнению Родиона — переходить от защиты уже нарушенного права к превенции, то есть к предотвращению нарушений в будущем. Юристы и юристки могут выступать в качестве просветителей, учить людей знать свои права и знать шаги по отстаиванию своих прав.
Инструменты для этого можно выбрать самостоятельно: вести блог, открывать учебный курс, оказывать расширенные консультации. Конечная цель — предоставить людям информацию, которая поможет защитить себя даже без участия профессионал_ов.
Цель профессиональных конференций, которые мы проводим, — развивать профессиональные сообщества на Дальнем Востоке. Желание местных специалистов и специалисток проработать тему для выступления и выйти с ней к аудитории — важный для нас показатель. В этот раз у нас были только местные спикер и спикерка. Это оставило свой след, в частности, спикер предупредил, что недостаточно погружён в сферу ЛГБТ+ правозащиты, в том числе не владеет корректной лексикой.
Мы старались создать на мероприятии атмосферу, в которой можно высказывать любые мнения, делиться любым опытом и вырабатывать общее видение во время дискуссии. Надеемся, что у команды Маяка отчасти получилось сгладить возможный дискомфорт от полярности некоторых мнений, и обязательно учтём это в будущем. Отзывы о конференции говорят, что у нас получилось хотя бы отчасти.
Как сказала одна из участниц, «такие штуки нужны, чтобы понимать и обсуждать наши потребности». Наиболее ценен для нашей оргкоманды отзыв самого Родиона, которому приходилось временами противостоять всей аудитории: «Я получил опыт с аудиторией, которая задаёт не всегда те вопросы, которые ожидаешь, и даже не всегда лояльна к спикеру. Я рад, что люди делились опытом. Понимаю, что мне нужно более чётко формулировать свои тезисы и владеть терминологией, чтобы не обидеть никого, для кого терминология имеет значение».
Мы благодарим Татьяну и Родиона за открытость к новому опыту, а участниц и участников конференции — за терпение и готовность делиться информацией в ответ.
Спасибо и до новых встреч!

Дальневосточное общественное движение «Маяк» внесено в реестр незарегистрированных общественных объединений, выполняющих функции иностранного агента.